Дизайн? Дизайн!

Один из самых важных этапов разработки сайта.

Один из самых сложных этапов разработки сайта.

Один из самых долгих этапов разработки сайта.

И, в конце концов, вечный камень преткновения между заказчиками и разработчиками. Всё это web-дизайн. 

О том каким он должен быть и каким он быть не должен, а также о фирменной стилистике и правилах хорошего тона в сети мы беседовали с Платоном Харитоновым, арт-директором компании WebProfy. 

– Каким должен быть дизайн интернет-сайта, чтобы можно было назвать его удачным? 

– Парадоксально, но на этот вопрос я ответил бы одним словом: «любым». Но, конечно, это требует некоторых пояснений. Дело в том, что хотя всё многообразие сайтов и можно поделить на определённые типы (, промо-сайты, информационные ресурсы и т.д.), тем не менее, в каждом конкретном случае задачи, которые ставит владелец сайта перед своим веб-представительством, всегда строго индивидуальны. Кто-то хочет продать продукт или услугу, для кого-то сайт – информационный рупор, через который происходит информирование партнёров по бизнесу посредством пресс-релизов, кто-то просто реализует собственные амбиции, кто-то налаживает общение через блог. И в каждом конкретно взятом случае дизайн должен служить этим разным целям и должен этим целям отвечать. Вот если это так, то это – удачный дизайн. 

– Какое самое распространённое заблуждение «ходит в миру» о веб-дизайне? 

– Самое распространённое заблуждение, что веб-дизайн – это просто. Спешу разочаровать: это совсем не так. Интернет, как медиа, накладывает на веб-дизайнера огромное количество совершенно неочевидных и невидимых со стороны ограничений. И создать запоминающийся, удобный, логично построенный дизайн сайта – задача очень непростая. Да, разумеется, на формирование такого мнения в немалой степени повлияли популярные системы, позволяющие создать себе «домашнюю страничку» в два клика мышкой. Те, кто когда-то этот попробовал, зачастую навсегда утверждаются в мнении, что сайт сделать – что сигарету выкурить, кроме того, на формирование такого мнения работают сайты, торгующие web-шаблонами, то есть готовыми дизайнами, в которых зачастую достаточно поменять логотип, и визуал в «шапке» поставить более подходящий (разумеется, художественную ценность таких страничек мы не рассматриваем). Например, Apple iWeb позволяет даже человеку, далёкому от интернета «набросать» небольшой сайт и даже выложить его в сеть. Однако такой человек совершенно не представляет себе, сколько труда было вложено дизайнером, создававшим шаблоны, которыми он воспользовался. Как показывает практика, разработка только одного эскиза первой страницы не самого навороченного сайта занимает у дизайнера (или группы дизайнеров), в среднем, от двух полных рабочих дней. Цифры, ограничивающей этот временной интервал «сверху» просто не существует, это может быть и неделя, и даже месяц, в зависимости от сложности поставленной задачи. 

– Как найти компромисс между красотой и удобством (usability) сайта? 

– А здесь и не должно быть компромиссов. Удобная вещь всегда красива. Красота, как понятие, включает в себя не только «обложку», внешнюю сторону, но и много всего другого, что может быть не видно на первый взгляд, но что посетитель сайта почувствует, проведя на сайте хотя бы несколько минут. Если какая-то дизайнерская задумка идёт в разрез со здравым смыслом и мешает удобству работы с сайтом – эта «супер-идея» должна незамедлительно отправляться в утиль. 

– Применимо ли к web-дизайну такое понятие как мода? Какие новые тенденции в web-дизайне наблюдаются сейчас? Как изменилась web-мода за последние несколько лет? 

– Я бы не стал это называть это именно модой, скорее налицо некоторые тенденции, которые имеют место в «сайтостроении». Какие-то ходы и приёмы уходят на задний план, какие-то, новые, приходят им на смену. Сеть постоянно эволюционирует, меняется состав пользователей сети, появляются новые технологии, всё большую роль в контентном наполнении сети начинают играть мультимедийные технологии: потоковое видео, аудио, flash и многое другое. Все эти изменения опосредованно влияют и на дизайн сайтов. Например, сейчас налицо очень хорошая тенденция, заключающаяся в том, что сайты становятся более удобными для посетителей, я бы сказал, делаются именно для посетителей, а не для владельцев сайтов. Появляется много новых сервисов. И это всё тоже влияет на дизайн. Пропадает вычурность, более популярными становятся простые формы, контрастные, легко читаемые тексты. В сайтах становится больше интерактива, а это, в свою очередь, тоже отражается на дизайне – он становится более дружелюбным. В общем, всё это только на руку пользователю. Пресловутое новомодное «Web 2.0» – это не только новые сервисы, но в том числе и новый подход к дизайну. И как мне думается, тенденция по «овебдваноливанию» интернета будет в ближайшее время только усиливаться. Что будет через 10 лет, например, я даже боюсь прогнозировать. Интернет – это постоянно и быстро видоизменяющийся организм. Строить прогнозы, куда его занесёт в будущем – неблагодарное дело. 

– Что подразумевается под навязчивым и ненавязчивым дизайном? 

– Навязчивый дизайн перетягивает внимание посетителя на себя, «кричит» со страницы, отвлекает от информации, за которой посетитель на этот сайт пришёл. Ненавязчивый же служит для этой информации достойным и гармоничным обрамлением. 

– Какой должна быть главная страница сайта, и какой она быть не должна? 

– Это вопрос из серии «сколько стоит автомобиль?». Сразу хочется ответить вопросом на вопрос: «А какой именно автомобиль?». При всём многообразии сайтов, и подходы к компоновке и дизайну первой страницы могут быть диаметрально противоположными. Стараясь это обобщить, можно сказать точно только одно: первая страница (чаще всего) несёт в себе множество функций, среди которых навигационная и информационная являются основными. Иными словами, попав на первую страницу, пользователь должен сразу безошибочно понять, где он очутился (информационная составляющая) и куда ему нужно кликнуть, чтобы перейти в интересующий его раздел за интересующей его информацией (навигационная составляющая). Если эти условия соблюдены, то всё хорошо. Если же пользователь начинает выискивать на странице меню, а найдя его, искать среди 20 пунктов интересующий, он может просто закрыть окошко с вашим сайтом и открыть сайт конкурента. И будет прав. Та же самая история и с информационной функцией первой страницы. Если посетитель задумчиво почёсывает затылок, силясь понять, чем занимается компания, на сайт которой он только что оказался – это тоже свидетельствует о проколе разработчиков. 

– Как вы относитесь к использованию музыки на сайте? 

– В каждой хижине свои маракасы. В большинстве случаев посетитель не ожидает, что при открытии сайта, его окатит волной звук из колонок. И вот тишину офиса разрезает гитарный рифф, коллеги оборачиваются. Не самая приятная ситуация, и неожиданная. С другой стороны, использование музыки, как ещё одного информационного канала на промо-сайтах во многих случаях естественно и оправдано. Если заходишь страничку музыканта на MySpace, и тут же в потоке начинает воспроизводиться его последнее творение – это всё-таки нормально. Но кнопка «mute» должна быть всегда. Это хороший тон. 

– Какие факторы нужно учитывать при разработке дизайна сайта? Какой из них является определяющим? 

– Цели и задачи, которые ставятся перед сайтом, помноженные на имидж заказчика, и являются основополагающими факторами. Это и есть отправная точка при создании дизайна. Есть, конечно, множество других факторов. Все их не перечислить, столь они многообразны. Ну, например, если основная масса посетителей сайта компании, работающей на регионы, подключаются к сети через dial-up, следует избегать «тяжёлой» графики и flash. Если посетители сайта в большинстве своём – женская аудитория, то тоже много тонкостей и так далее и т.п. Вообще, этот вопрос – тема отдельного и обстоятельного обсуждения. 

– Каким должно быть оптимальное соотношение текстовой и графической информации на страницах сайта? 

– И снова я не стал бы вычислять некую универсальную пропорцию, ибо таковой просто нет. То, что подходит для он-лайн-портфолио фотографа или промдизайнера, совершенно неприменимо для новостного сайта. 

– Скажите несколько слов об оптимальных размерах шрифта. 

– Одно могу сказать точно: не стоит ударяться в крайности. Слишком мелкий шрифт вызовет проблемы с читаемостью. Слишком крупный перестанет восприниматься, как текст, и начнёт восприниматься как самодостаточный элемент дизайна и сместит акцент на себя. Истина где-то посередине. В последнее время, с ростом разрешений видеоадаптеров и мониторов, заметна тенденция предпочтительного использования более крупных шрифтов, но это скорее технологический момент. Я не стал бы возводить во главу угла именно размер шрифта, так как на читаемость текста влияют и многие другие факторы. Например, контрастность шрифта относительно подложки, длина строк, межстрочные интервалы и многое другое, что объединяется термином «вёрстка текста». Кстати, немаловажно правильно оформлять заголовки, чем зачастую пренебрегают. 

– Как вы относитесь к использованию на сайтах flash-анимации? В чём её плюсы, а в чём минусы? 

– Применение любой технологии должно быть оправданным. Если клиент, заказывающий дизайн убеждён, что использование Flash – это показатель статуса, индикатор того, что сайт «крутой» (ой, как мне не нравится это слово), то его частенько приходится в этом разубеждать. Да и сам flash-элемент на странице сайта (а зачастую весь сайт, сделанный на flash) может быть очень и очень разным. Это может быть какая-то большая акцентная «флэшка», а может быть и ненавязчивый, малозаметный элемент декора. Повторюсь, целесообразность использования flash в каждом конкретном случае – разная. При этом меня откровенно радует то, как прогрессирует эта технология. За последние годы flash впитал в себя множество нового, стал гибким и всеядным. Фактически, сегодня flash – это среда для разработки полноценных платформенно-независимых приложений для интернет, и упускать такие возможности, не пользоваться ими, если в них есть необходимость – недальновидно. 

– Какие основные задачи должен решать дизайн сайта? Привлекать, удивлять, побуждать? 

– Для начала надо определиться с тем, что мы подразумеваем под словами «дизайн сайта». Постоянно сталкиваюсь мнением заказчиков, что красивая, хорошо проработанная картинка на web-странице – это и есть дизайн. То есть на лицо смешение понятий «художник» и «дизайнер». Художник – рисует, дизайнер не только и не столько рисует, сколько решает одновременно множество задач! Парадокс, но зачастую талантливый веб-дизайнер, если дать ему в руки лист бумаги и карандаш, ничего путного нарисовать не сможет! При том, он будет способен создавать замечательный дизайн для web. Здесь будет уместна аналогия между классическим скрипачом с консерваторским образованием и музыкантом-«электронщиком», создающим композиции, не держа живых инструментов в руках. 

Дизайн – это не только визуальная составляющая, графика, это ещё и умение грамотно расположить информацию на странице, правильно выстроить навигацию по сайту. Круг задач, стоящих перед дизайном сайта очень широк: 

а) Как я уже говорил, графика страницы в большинстве случаев не должен перебивать контент (информацию), на ней расположенный. Исключение, пожалуй, составляют сайты-портфолио дизайнеров.

б) Безусловно, он должен быть оригинальным, выделять сайт на фоне конкурентов, но настолько, чтобы не противоречить пункту «а».

в) Дизайн, наравне с программным обеспечением сайта, должен решать стоящие перед сайтом задачи. Если через сайт продают – продавать, если на сайте общаются – способствовать общению. 

Я не хочу низводить веб-дизайн до совершенно утилитарного уровня, в нём широк простор для творчества и самореализации, но общая глобальная тенденция ориентации сайтов на посетителя, заставляет веб-дизайнеров всё реже делать «дизайн ради дизайна». И это, пожалуй, благо. 

– Назовите несколько сайтов, которые вы считаете удачными с точки зрения дизайна? Почему? 

– Ну, в этом вопросе я не буду оригинален. Apple.com и Adobe.com уже много лет, постоянно меняясь, остаются в моих глазах ярким примером сочетания удачного дизайна и удобства для посетителя. Удачных в дизайнерском смысле сайтов – множество. Все упомнить и не получится. Мне нравится, как организован рубрикатор на Yahoo.com (удобно!), но при этом мне «рвёт крышу» от flash на Tokyoplastic.com (высококонцентрированное безумие). На этот вопрос мне всегда столь же сложно ответить, как например, на вопрос «какая музыка тебе нравится?». 

– Дизайн сайта должен быть запоминающимся. Но как не перейти грань между оригинальностью и вычурностью? 

– Здесь, как и в любом другом направлении дизайна. Вкус либо есть, либо его нет. 

– Есть ли принципиальные отличия между дизайном корпоративного ресурса, сайта-визитки, электронного магазина, информационного портала и промо-сайта? Можно ли дизайн, например, интернет-магазина сделать таким же, как дизайн промо-сайта? 

– Ответ заложен в самом вопросе: конечно отличия есть, и они огромные. Сделать дизайн интернет-магазина в стилистике промо-сайта, думаю, можно, вот только покупать там что-либо будет ну очень неудобно. Кесарю – кесарево, слесарю – слесарево. 

– Что вы можете посоветовать нашим читателям, которые решились сделать редизайн сайта своей компании? С чего им следует начать? 

– Ну, для начала надо взять лист бумаги, поделить его на две колонки. В левую колонку вписать то, что на нынешнем сайте нравится, в правую – то, что не нравится. Перечитать, как следует подумать над написанным, увеличить количество пунктов вдвое. Вот, уже лучше. Снова перечитать этот чудный документ. Обычно к этому моменту в голове складывается чёткая внятная картина имеющегося положения дел с сайтом. Теперь с этим списком можно идти в дизайн-студию, которая занимается собственно разработкой сайтов, и обсудить с ними то, что вы насоображали. Процесс выбора исполнителей этой ответственной работы – тема для отдельного обсуждения, ибо предложение на рынке web-разработки превышает спрос. На этом поле играют как ремесленники с «сайтами за 500 долларов», так и большие компании, по сути представляющие собой фабрики по сайтопроизводству (с соответствующим масштабом цен на услуги). После того, как с компанией определились, переговоры провели, список ещё удваивается (и, чаще всего, растёт именно правая колонка). Затем, как правило, и начинается собственно процесс проектирования и создания нового сайта. 

– Расскажите о самых, на ваш взгляд, частых ошибках, которые совершаются при разработке сайтов? 

– Очень часто разработчики не слушают заказчика и фактически сайт делают «для себя», на своё усмотрение. Это самая большая ошибка. Если их клиент, например, торгует кондиционерами и делает это давно и успешно, то стоит прислушаться к клиенту, если он говорит, что 3 наиболее интересных товарных позиции должны обязательно присутствовать на первой странице сайта. Так и надо сделать. Ну, хотя бы из-за того, что продажи этих трёх моделей – 50% оборота у заказчика. И не надо их прятать внутрь сайта, исходя из «эстетических соображений». В общем, создание сайта – это всегда диалог, в котором обе стороны работают в равной мере на достижение общей цели. 

– У вас большой опыт общения с заказчиками. Скажите, пожалуйста, какие наиболее частые ошибки при реализации проекта совершаются с их стороны? Ведь очень часто у заказчика и разработчика разные взгляды на то, каким должен быть дизайн сайта. 

– Это, по правде говоря, самый больной вопрос. Это – самая «любимая тема» в дизайнерской среде, и, причём, не только применительно к web-дизайну. Избитая фраза «Заказчик всегда прав» не всегда отражает положение вещей. При таком подходе начинается ничем не оправданный диктат со стороны клиента. Разработчик – это такой придаток к его творческой жилке, вооружённый photoshop’ом, навыками программирования и т.п. Инструмент, который просто слепо выполняет все капризы и причуды клиента, не задумываясь о последствиях. В этом случае заказчик шлёт в студию корявые, нарисованные в MS Paint, эскизы страниц сайта, на которых фон страницы залит ядовитым зелёным цветом, поверх которого навалены блоки ядовито-оранжевого текста и требует, чтобы ему «сделали именно так, потому, что так красиво». Любые попытки вразумить «творца» приводят только к раздражению и накаливанию атмосферы. Причин у этого две. Во-первых, заказчик просто не доверяет разработчику, не видит в его лице профессионала, потому не прислушивается к его мнению. Во-вторых, заказчик делает сайт для себя лично, не для посетителя, а именно для себя. Просто вы не знаете о том, что у генерального директора компании-клиента есть ядовито-зелёный Lamborghini с ядовито-оранжевым салоном и он очень любит этот спортивный автомобиль. В общем, доверяйте профессионалам. Они, может быть, не разбираются в нюансах моды на спортивные автомобили, но уж точно знают, как сделать сайт удобным и понятным – для посетителя, и мощным инструментом продаж – для вас. 

– Теперь хотелось бы задать вам несколько вопросов о разработке фирменной стилистики в компаниях. Скажите, не преувеличена ли её роль? 

– Не только не преувеличена, но и более того, часто недооценена. Правда, в последние годы заметен серьёзный сдвиг в сознании предпринимателей в сторону осознания важности корпоративной идентификации. Увы, это «наследие» советской плановой экономики, в рамках которой роль идентификации производителя или поставщика услуг была совершенно вторичной. Потому-то до сих пор многие просто не понимают, что такое логотип, какую функцию он выполняет. То же самое касается и других компонентов айдентики. И если сейчас крупный бизнес уже дорос до понимания роли фирменного стиля в формировании мнения о компании, в среднем бизнесе всё не так безоблачно, и традиционное «А зачем мне это? И так же неплохо продаётся», увы, встречается сплошь и рядом. С развитием рынка товаров и услуг, роль идентификации бренда потенциальным покупателем возрастает многократно. Конкурентные преимущества – это не только цена и ассортимент, это ещё и имидж компании, в том числе, выраженный и в бизнес-графике. Отрадно, что с каждым годом людей, понимающих это, становится всё больше. 

– Что является самым важным элементом фирменной стилистики? 

– Традиционно считается, что это логотип, однако есть много примеров того, что основным элементом в корпоративной стилистике выступает не логотип, а что-то другое. Фирменные цвета, или какие-то графические ходы. Ну, например, если на рукаве спортивной куртки вы увидите три белые полоски, то вы поймёте, что это Adidas, даже не видя логотипа или надписей. Однако такое смещение акцента с логотипа на более общие вещи могут позволить себе лишь немногие (как правило, очень крупные) компании. Всё же, в большинстве случаев именно логотип является основой фирменного стиля, и именно вокруг него строится фирменная стилистика. 

– Что, на ваш взгляд, должен включать в себя оптимальный комплект фирменной стилистики? 

– Для каждого конкретного случая это очень и очень индивидуально. То, чего хватит с головой одному, будет катастрофически не хватать другому. Ну, например, сравните потребности крупной строительной организации, основные клиенты которой – тоже организации, и, например, оператора сотовой связи. В первом случае с элементами фирменного стиля контактирует ограниченный круг людей, да и то, в основном, через деловую документацию. Во втором случае круг клиентов огромен, и приложений фирменного стиля – тоже огромное множество: наружная реклама, POS, полиграфическая продукция, видеореклама, сайт и т.п. Потому принятие решения о том, какие приложения фирменного стиля будут разрабатываться для данного, конкретно взятого случая, всегда осуществляется, исходя из потребностей клиента (а они могут значительно разниться). 

– Логотипы каких компаний вы считаете удачными? 

– Удачный логотип должен отвечать определённому набору критериев. Он должен быть: оригинальным, легко читаемым, легко воспроизводимым, содержать минимум цветов (бывают случаи, когда у логотипа отсутствует цветовое решение, идентифицируемой является лишь его форма), стилистически соответствовать имиджу и задачам компании. На этом список требований к логотипу не заканчивается, но эти – основные. Так вот, если логотип сделан с учётом этих требований, – он мне понравится. Да, разумеется, есть ещё доля субъективизма. У каждого – свои пристрастия. Мне очень нравятся лаконичные, простые логотипы, а «фамильные гербы», напротив, вызывают непонимание. Однако при этом я мысленно делаю скидку на традиции и специфику той или иной отрасли промышленности, к которой относится компания, логотип которой я оцениваю. Кроме того, важна и история, которая стоит за логотипом. Потому, например, логотипы Coca-Cola или Ford именно такие, какие они есть. Они – отражение эпохи, из которой они родом, но при этом они настолько удачны, что существуют уже очень давно без изменений. 

– Как вы относитесь к смене компаниями фирменной стилистики? Ведь это всегда риск сделать хуже, чем было. 

– Это в равной степени и возможность сделать лучше, чем было, и это тоже не стоит снимать со счетов. В определённых ситуациях смена элементов корпоративной идентификации может только навредить. Такое случается с компаниями-«старожилами», для которых даже устаревшие морально элементы фирменного стиля – это их достояние, посягать на которое никто не рискнёт. (Замечу в скобках: если это «наследие», эта графика плохи, то никакая историческая ценность не оправдает приверженности такому фирменному стилю).

В некоторых случаях «смена курса» проходит постепенно и процесс внесения изменений в фирменный стиль занимает какое-то время. В качестве примера такого постепенного процесса приведу выведение компанией BASF на рынок носителей данных нового бренда Emtec и постепенное сворачивание присутствие бренда BASF на этом секторе рынка. Сначала на продукции фигурировали оба логотипа, причём BASF занимал более заметное место в дизайне оформления продукции, затем акцент был перемещён на Emtec (с пояснением Emtec by BASF), затем логотип BASF с продукции исчез. Справедливости ради, надо отметить, что графика в логотипах BASF и Emtec перекликалась и имела много общего. И это было неслучайно. Затем и фирменная стилистика BASF претерпела изменения, потому на сегодняшний день стилистически эти бренды очень далеки друг от друга. Аналогичный процесс сейчас, например, проводит Samsung, выводя на рынок бренд Pleomax.

Зачастую, смена фирменного стиля вообще жизненно необходима и знаменует собой смену приоритетов компании, выход на новые рынки, переход на новый виток развития. Обновлённый фирменный стиль, в том числе, может являться и конкурентным преимуществом, поводом напомнить о себе потребителю, которым можно эффективно воспользоваться.

© 2024 Студия SITE-plus